Преступление Раскольникова

Оборудование: мультимедийная презентация с использованием иллюстраций к произведению и эпизодов из художественного фильма “Преступление и наказание” (Презентация № 1). Цель урока: проанализировав и сопоставив эпизоды романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, показать, что отчужденность от людей и одиночество приводят человека к трагедии.

2) Развивать умения самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия на основании личностно-ориентированного подхода. Предварительно была проведена проверка уровня развития учеников по литературе.

Класс разделен на три группы: 1-я – низкий уровень; 2-я – средний; 3-я – высокий уровень развития. Домашние задания к уроку давались по группам.

5. Раскройте понятие нигилизма по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. (2 группа) Какой новый тип был создан в произведении “Отцы и дети” Иваном Сергеевичем Тургеневым ( лишний человек ). Расскажите о взглядах Евгения Базарова.

В чем сущность его нигилизма?

Решение проблемы.

  • Раскройте философию романа. (3 группа).
  • Почему именно в середине XIX века появляется новый тип в литературе “лишний человек”? Какие исторические события отразились в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? (2 группа)
  • Кого хотел облагодетельствовать Родион Раскольников, ради кого он создал свою теорию? (1 группа) ( Ради “маленьких людей )

Вывод: Роман “Преступление и наказание” построен так, что страдания человеческие показаны через восприятие Раскольникова, сочувствие им сливаются с состраданием Достоевского. Работа по таблице: “Что подтолкнуло Родиона Раскольникова к преступлению”. (Приложение №1. Таблица. Приложение №2 Таблица с цитатами ) “Не убийца, а убил.

Не мог не убить”.

  1. 3-я группа: делает общий вывод.
  2. 2-я группа: делает обобщение по каждому положению таблицы;
  3. 1-я группа: зачитывает цитаты из таблицы, выбирает ключевые слова;

1. Индивидуальная. Проявление в герое доброго начала. Но от природы в Раскольникове много и гордыни.

Совесть и гордыня в столкновении порождают конфликт между природой человека и его умом.

Aспект 10 “Технологической карты” (Приложение №3).