Министерство экономического развитияРоссийской Федерации

В настоящее время активно обсуждается предстоящее получение физическими лицами налоговых уведомлений по налогу на имущество физических лиц от кадастровой стоимости за налоговый период 2015 года в конце 2021 года. С 2015 года переход на налогообложение физических лиц от кадастровой стоимости осуществлен в 28 субъектах Российской Федерации.

Высказываются различные мнения по указанному вопросу, в частности, о неадекватности налоговой нагрузки на физических лиц в связи с переходом на налогообложение от кадастровой стоимости.

В таком случае налогообложение на примере двухкомнатной квартиры в г. Москве площадью 50 кв.м. с инвентаризационной стоимостью 500 000 рублей (за 2014 г.) и с кадастровой стоимостью 10 млн.

рублей происходит следующим образом. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость квартиры (10 млн. рублей), уменьшенная на величину налогового вычета, предусмотренного в размере кадастровой стоимости, приходящейся на 20 кв.м.

этой квартиры. Органами государственной власти Москвы размер такого налогового вычета может быть увеличен. За первый год (2015 год) в налоговом уведомлении будет содержаться величина налогового платежа, определенного в соответствии с частью 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 400 рублей.

При этом в случае налогообложения такой квартиры от инвентаризационной стоимости величина налога составляла бы порядка 1720 рублей (0,3 процентов от инвентаризационной стоимости, представленной до 1 марта 2013 года и скорректированной на коэффициент-дефлятор (1, 147). Введение налога на имущество физических лиц осуществляется поэтапно с ростом на 20 % от кадастровой стоимости ежегодно. Для указанного периода платежи будут следующие: Такое введение налога неправильно называть резким ростом налогового бремени, с учетом поэтапности и того, что коммунальные платежи в сопоставимой сумме уплачиваются ежемесячно, а налоговый платеж – раз в год.

Более того, облегчается налоговая нагрузка при налогообложении новостроек, поскольку фактически величины налоговых платежей меньше, чем при исчислении налога от инвентаризационной стоимости. Это связано с тем, что инвентаризационная стоимость по новым объектам зачастую выше их рыночной стоимости, и это влекло несправедливое налогообложение, так как по более старым объектам жилого фонда, например, в центре Москвы налог был существенно ниже, а стоят эти объекты на рынке значительно выше.

На федеральном уровне установлен также перечень льготных категорий граждан, освобожденных от уплаты указанного налога по видам объектов недвижимости, к которым относятся, прежде всего, пенсионеры, инвалиды. Несмотря на в целом сбалансированный подход к постепенному переходу к налогообложению от рыночных показателей было возможным проведение новых оценок в течение этого пятилетнего периода, а рост налоговой нагрузки мог оказаться непредсказуемым. В этой связи принят Федеральный закон от 3 июля 2021 г.

№ 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 360-ФЗ), предусматривающий в том числе:

  • применение в течение указанного периода меньшей кадастровой стоимости, определенной после 1 января 2014 г. или года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.
  • фактический запрет на проведение новых государственных кадастровых оценок рыночными оценщиками в период с 2021 по 2021 год;

Согласно Федеральному закону № 360-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости, полученные по итогам оспаривания кадастровой стоимости, должны учитываться в пользу налогоплательщиков. Исправление допущенных в предыдущих периодах при кадастровой оценке ошибок возможно в упрощенном порядке.

Так, например, органы исполнительной власти, утвердившие ошибочно определенные результаты кадастровых оценок, вправе инициировать такое исправление. Для совершенствования процедуры кадастровой оценки принят и 1 января 2021 г.

вступает в силу Федеральный закон от 3 июля 2021 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Федеральным законом № 237-ФЗ предусмотрен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки постоянно действующим специализированным государственным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации.

  1. осуществление постоянного сбора, обработки, систематизации и накопления сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости.
  2. определение кадастровой стоимости по единой федеральной методологии;
  3. оперативное внесудебное исправление допущенных при определении кадастровой стоимости ошибок;
  4. представление детальных разъяснений определения кадастровой стоимости, рассмотрение жалоб, связанных с несогласием с ее определением;

К работникам такого учреждения Федеральным законом № 237-ФЗ представлены минимальные требования, при этом предусмотрена возможность установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственной кадастровой оценки, дополнительных требований к ним. Федеральным законом № 237-ФЗ предусмотрена подготовка к проведению кадастровой оценки, в рамках которой должен быть осуществлен сбор всей необходимой для проведения такой оценки информации.

Важным аспектом Федерального закона № 237-ФЗ является также существенное упрощение процедур исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, путем непосредственного обращения в учреждение, которое такую кадастровую стоимость определило.

Таким образом, проведение кадастровых оценок в будущем будет осуществляться под полной ответственностью субъекта Российской Федерации учрежденным им бюджетным учреждением только после накопления им в полном объеме необходимой для проведения кадастровой оценки информации.

Первые оценки по новому порядку возможны не ранее 2021 года, а применение их результатов не ранее 2021 года. Согласно требованиями Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) субъектами Российской Федерации устанавливается единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогам на имущество физических лиц и организаций исходя из кадастровой стоимости. Все субъекты Российской Федерации до 2021 должны перейти на исчисление кадастровой стоимости по указанным налогам от кадастровой стоимости.

По налогу на имущество физических лиц порядок определения налоговой базы установлен в главе 32 НК РФ (статьями 402, 403, 404), порядок исчисления суммы налога – статьей 408 НК РФ.

По налогу на имущество организаций порядок определения налоговой базы установлен в главе 30 НК РФ (статьями 375, 376, 377, 378.2 НК РФ), порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу – статей 382 НК РФ. Федеральные льготы установлены в НК РФ, в статье 381 НК РФ — по налогу на имущество организаций, в статье 407 НК РФ — по налогу на имущество физических лиц. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) также могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы, не предусмотренные в НК РФ.

Прежде всего, необходимо осуществить проверку кадастровой стоимости на предмет наличия ошибок, допущенных при ее определении, для чего обратиться в государственный орган субъекта Российской Федерации, ответственный за проведение кадастровой оценки, или в Правительство/Администрацию субъекта Российской Федерации для передачи обращения по подведомственности. В настоящее время кадастровую стоимость возможно обжаловать в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (при территориальных управлениях Росреестра) или в суде субъекта Российской Федерации.

7. В течение какого времени пересматривается кадастровая стоимость? Будет ли применяться понижающий коэффициент в случае кризисного падения рыночных цен на недвижимость? В комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявление о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено в течение месяца с даты его поступления согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г.

№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в суде — в порядке, установленном статьей 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 июля 2021 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации провести внеочередную оценку в случае резкого падения рыночных цен (более чем на 30%). Ознакомиться с величиной кадастровой стоимости возможно путем обращения к публичной кадастровой карте на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке http://pkk5.rosreestr.ru/#x=11554711.454933215&y=10055441.599232893&z=3 .

Рассчитать величину налога возможно путем обращения к калькулятору земельного налога и налога на имущество физических лиц, исчисляемых от кадастровой стоимости, на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке https://www.nalog.ru/rn77/service/nalog_calc/ .

Федеральным законом от 3 июля 2021 г. № 360-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

предусмотрен запрет на проведение кадастровых оценок независимыми оценщиками в период до 2021 г. При этом независимые оценщики привлекаются при оспаривании кадастровой стоимости для индивидуального расчета рыночной стоимости конкретного объекта недвижимости.