Кому за 50: что подразумевает ограничение НБУ по наличным расчетам

4 января 2023 года вступили в силу изменения в постановление Правления НБУ от 6 июня 2013 года №210 «Об установлении предельной суммы наличных расчетов». Так, лимит на проведение наличных расчетов физическими лицами снижен втрое – со 150 000 гривен до 50 000 гривен. В связи с этим возникает ряд вопросов касательно механизма работы постановления, проведения операций на сумму свыше 50 000 гривен, а также ответственности физических лиц и предпринимателей в случае нарушения требований постановления Нацбанка.

Согласно постановлению правления Национального банка Украины от 25 ноября 2023 года № 407, которым, собственно, и вносятся изменения в постановление №210

«Об установлении предельной суммы расчетов наличными»

, предприятия (предприниматели) при осуществлении расчетов с потребителями за товары, работы, услуги на сумму более 50 000 гривен должны проводить такие операции в безналичной форме.

Это же требование касается и физических лиц, производящих расчеты между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному заверению, в размере 50 000 гривен и выше.

Также следует отметить, что НБУ своими письмами еще в 2014 году пробовал распространить действие Постановления №210 на максимальное количество операций, к которым должен применяться лимит по сумме наличных расчетов.

В Нацбанке считают, что ограничения также касаются расчетов по сделкам, предметом которых являются любые материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме.

Согласно п. 2.3 Положения о проведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденного постановлением Правления НБУ №637 от 15 декабря 2004 года, предприятия (предприниматели) имеют право осуществлять расчеты наличными между собой и/или с физическими лицами в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам в пределах предельных сумм расчетов наличными, установленных соответствующим постановлением Правления НБУ (ограничение в 50 000). Платежи сверх установленных предельных сумм проводятся через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств без открытия счета, путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет или внесения денежных средств в банк для последующего их перечисления на текущие счета.

Количество предприятий (предпринимателей) и физических лиц, с которыми осуществляются расчеты, в течение дня не ограничивается. То есть, предприятиям и предпринимателям установлены предписания проводить операции в отношении товаров (услуг и работ) на сумму более 50 000 грн 00 коп.

в любой форме, кроме наличной. Иными словами, операция может быть осуществлена, но надо идти от обратного – от ответственности. На практике может возникнуть вопрос о правомерности сделки, осуществленной с нарушением установленных НБУ ограничений (к примеру, сделки купли-продажи квартиры стоимостью несколько миллионов гривен, когда деньги были переданы от покупателя продавцу наличными из рук в руки).

Попробуем разобраться. Согласно ст. 655 Гражданского кодекса Украины по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму. Важное значение имеют условия договора и то, как этот договор «выписан».

Например:

«Стороны подтверждают факт полного расчета за проданную квартиру»

, «Продажа квартиры по договоренности сторон совершается за ХХХ,ХХ гривен, которые были получены Продавцом от Покупателя до подписания этого договора» и т.п.

То есть обязательным условием договора купли-продажи является факт передачи денег от покупателя к продавцу и фиксация этого факта.

Судебная практика при рассмотрении данной категории дел исходит из того, что несоблюдение сторонами требований постановления Нацбанка не является основанием для признания договора недействительным Также следует отметить, что и Закон Украины «О нотариате», и Порядок совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденный приказом Министерства юстиции Украины № 296/5 от 22.02.2012 года, регулирующий работу нотариусов Украины, не содержат положений, которые бы обязывали нотариусов при заверении договоров купли продажи недвижимого имущества истребовать у сторон договора документы, подтверждающие безналичный расчет.

А потому заключать ли сделку с нарушением постановления НБУ №210, покупатель и продавец должны решать сами.

Фактически нарушение требований этого постановления может быть основанием для иска о признании сделки недействительной.

Однако судебная практика при рассмотрении данной категории дел исходит из того, что несоблюдение сторонами требований постановления Нацбанка не является основанием для признания договора недействительным.

В качестве примера можно назвать решение Апелляционного суда Ровенской области от 22.06.2023 года . Статьей 163-15 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными. Следует отметить, что к административной ответственности могут быть привлечены как физические лица-предприниматели, так и должностные лица предприятия (руководитель и главный бухгалтер).

При этом упомянутая статья КУоАП не предусматривает привлечения к административной ответственности физических лиц за нарушение порядка проведения наличных операций. Иными словами, физлицо не является субъектом правонарушения и не может быть привлечено к ответственности. Административная же ответственность для ФЛП и руководителей юрлиц предусмотрена в виде штрафа в размере от 1700 грн до 3400 грн, а повторное нарушение на протяжении года повлечет за собой наложение штрафа от 8500 грн до 17 000 грн.

Суды достаточно объективно рассматривают дела об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности, касающихся нарушений порядка проведения наличных расчетов Механизм привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом.

Органы Государственной фискальной службы (на практике это – начальник или заместитель начальника налоговой инспекции) рассматривают дела об административных правонарушениях по ст. 163-15 КУоАП в связи с нарушением порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием электронных платежных средств за товары (услуги).

В случае выявления нарушений порядка проведения наличных операций должен быть составлен протокол об административном правонарушении.

В дальнейшем должно состояться рассмотрение дела об административном правонарушении при участии лица, которое привлекается к административной ответственности. В ходе рассмотрения такого дела дополнительно должны быть исследованы фактические обстоятельства и многое другое. По результатам рассмотрения дела возможно привлечение к административной ответственности с наложением админ.взыскания (штрафа) на основании соответствующего постановления.

Однако законодательство дает возможность оспорить в судебном порядке данное постановление на протяжении 10 дней с момента его вынесения. Следует помнить, что к административной ответственности в связи с нарушением порядка проведения наличных расчетов лицо может быть привлечено на протяжении двух месяцев с момента совершения операции (срок привлечения к административной ответственности). Анализ судебной практики показывает, что суды достаточно объективно рассматривают дела об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности, касающихся нарушений порядка проведения наличных расчетов.

Наиболее частые основания для отмены таких постановлений – нарушения порядка привлечения к админ.ответственности или отсутствие состава правонарушения.