Правовое регулирование административной ответственности

ГА. Кузьмичева. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Обсуждение проблем административной ответственности на Лазаревских чтениях 2000 г. очень символично. В год, когда должен быть принят новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, хотелось бы вспомнить вклад Бориса Михайловича Лазарева в развитие законодательства об административных правонарушениях, в * Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права МПОА. подготовку первых кодификационных актов — Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях 1980 г.

и Кодекса об административных правонарушениях РСФСР 1984 г. его научные работы, посвященные этому институту административного права.

Особенность современного законодательства Российской Федерации об административной ответственности состоит в том, что оно очень объемно, что нет единого законодательного акта, который закреплял бы составы правонарушений, административные взыскания и порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Кроме того, акты, содержащие нормы об административной ответственности, относятся к различным отраслям права. Однако основу законодательства составляет Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, который был принят 20 июня 1984 г.

и вступил в действие с 1 января 1985 г. За прошедшие со времени принятия КоАП РСФСР годы в него бьшо внесено очень много изменений и дополнений, что обусловлено изменениями, произошедшими в нашей стране, появлением новых общественных отношений, охраняемых административно-правовыми нормами.

Многие положения, закрепленные в КоАП, устарели, многие нормы не применяются, поэтому очень актуальна проблема принятия нового Кодекса.

Характеризуя ныне существующую правовую основу административной ответственности, следует отметить, что административно-правовыми нормами охраняются общественные отношения в различных сферах и отраслях государственной жизни, в связи с чем многие нормы, устанавливающие административную ответственность, содержатся в актах других отраслей права.

Так, в 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», в котором закреплены составы правонарушений в сфере охраны окружающей среды. В 1993 г. был принят Таможенный кодекс РФ, в котором закрепляются составы нарушений таможенных правил и санкции за них, правила и порядок рассмотрения дел об этих правонарушениях.

В Налоговом кодексе РФ, принятом в 1998 г.

и вступившем в силу с 1 января 1999 г.

разд. VI посвящен налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. Составы административных правонарушений содержатся в Водном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Законе РФ «О пожарной безопасности» и др.

Такое разнообразие отраслевых нормативных актов, касающихся административной ответственности, дало ряду ученых основание выделять в качестве самостоятельных видов юридической ответственности налоговую, таможенную, экологическую и другую ответственность. Такая позиция представляется ошибочной, так как по своей природе это один вид ответственности — административной, применяемой органами исполнительной власти за правонарушения, различающиеся по объекту посягательства. Включение в КоАП составов правонарушений в области финансов, налогов, охраны окружающей среды, нарушений таможенных правил и т.д.

исключит возможность растаскивания административной ответственности по отраслевому признаку. Ведь никому не приходит в голову дробить уголовную ответственность на виды юридической ответственности в зависимости от объекта посягательства. Кроме того, теории права известны такие виды юридической ответственности, как уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная, административная, материальная.

Особенностью законодательства об административной ответственности в настоящее время является также принятие нормативных правовых актов, предусматривающих административную ответственность юридических лиц. В числе таких актов можно назвать: Закон РФ от 17 декабря 1992 г.

«Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства»

; ФЗ от 5 марта 1999 г.

«О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»

; ФЗ от 8 июля 1999 г.

«Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

; ФЗ от 6 декабря 1999 г.

«Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»

; ФЗ от 2 января 2000 г.

«О качестве и безопасности пищевых продуктов»; и др. В проект КоАП включены статьи, определяющие административную ответственность юридических лиц, но, к сожалению, как и прежде, в нем нет статей, дающих понятия правонарушения для юридического лица и его вины. В настоящий момент наряду с КоАП РСФСР действует около 130 федеральных законов, регулирующих административную ответственность.

Среди актов Российской Федерации, составляющих правовую основу административной ответственности, следует назвать и Постановления Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими Конституции РФ ряда статей КоАП РФ и Таможенного кодекса: это Постановление от 11 марта 1998 г. «По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса РФ, части второй статьи 85, статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М.

Гаглоевой и А.Б. Пестрякова», Постановление от 28 мая 1999 г. «По делу о проверке конституционности части второй статьи 266 и пункта 3 части первой статьи 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан Е.А.

Арбузовой, О.Б. Колегова, А.Д. Кутырева, Р.Т. Насибулина и В.И. Ткачука». Таким образом, можно констатировать, что федеральное законодательство об административной ответственности очень обширно и включает в себя помимо КоАП РСФСР большое число иных актов.

Конституция РФ относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов, следовательно, нормативное регулирование административной ответственности осуществляется и нормативными актами субъектов РФ.

Так, в Москве за последние годы было принято много актов, устанавливающих административную ответственность. В качестве примера можно привести Закон г. Москвы

«Об установлении ответственности за нарушение правил пользования Московским метрополитеном»

, Закон г.

Москвы «Об ответственности за нарушения правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры г. Москвы», Закон г. Москвы «О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города», Закон г.

Москвы

«Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг»

. С 1 января 1998 г. вступил в силу Кодекс Свердловской области об административной ответственности, особенностью которого является то, что в нем помимо ответственности физических лиц устанавливается и ответственность организаций. Законодательство субъектов РФ об административной ответственности издается в соответствии с федеральным законодательством и направлено на охрану правил, устанавливаемых самими субъектами.

Из сказанного видно, как многочисленно и разнообразно дейст- вующее законодательство об административной ответственности, и, конечно, оно нуждается в систематизации и кодификации. Есть надежда, что в новом КоАП будут решены вопросы, не урегулированные или недостаточно урегулированные законодателем в настоящее время.

Однако ознакомление с проектом КоАП РФ, принятым Государственной Думой в третьем чтении в октябре 2000 г. свидетельствует о том, что остается еще много нерешенных вопросов, которые будут в дальнейшем решаться во вновь принимаемых законодательных актах, и опять нормативная база административной ответственности быстро разрастется и выйдет за рамки Кодекса. В связи с этим представляется, что целесообразнее было бы кодифицировать институт административной ответственности (как, впрочем, и другие административно-правовые институты, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов) путем принятия Основ законодательства об административных правонарушениях РФ и издания на их основе в субъектах Федерации кодексов или иных кодифицированных актов, касающихся данного правового института.