Протокол обхода структурных подразделений больницы

Алгоритмы для главных и старших: гродненский опыт

Главные и старшие медсестры Принеманья получили документ, регламентирующий их работу со средним медперсоналом — инструктивно-методическое руководство «Основы организации профессиональной деятельности».

Он создан специалистами УЗО Гродненского облисполкома в сотрудничестве с главными медсестрами медучреждений областного центра.

В нашей области сегодня трудятся 9 432 медсестры, 2 030 фельдшеров, 581 акушерка. Значительную роль в организации работы этой армии специалистов играют главные и старшие медсестры.

Направления профессиональной деятельности руководителей среднего звена разнообразны. К тому же ежегодно на должности приходят новые люди, им бывает непросто сориентироваться. Потому возникла потребность в документе, который регламентировал бы деятельность главных и старших медсестер, содержал ответы на все вопросы организации работы со средним медперсоналом.

Он разослан в медучреждения области и рассматривается как один из компонентов нормативно­справочной базы.

Первый раздел — теоретические основы деятельности руководителей среднего звена. В нем мы рассказываем о методах управления, контроле качества труда средних медработников, нормативно­правовых актах по организации госнадзора в ЛПУ. Это позволяет повысить уровень информированности главных и старших медсестер, помогает им организовать и скоординировать деятельность подчиненных.

Далее определена номенклатура дел для главных и старших медсестер всех типов учреждений и структурных подразделений (стационара, поликлиник, в т.

ч. детской, стоматологической и др.), а также для участковых, педиатрических медсестер и акушерок, заведующих фапами, медрегистраторов.

Всего в руководство включено 16 номенклатур. Главный практический раздел документа — алгоритмы организации работы медсестер: на приеме, при организации профосмотров женщин, обратившихся в поликлинику, ведения флюорокартотеки и др.

Это направлено на то, чтобы помочь медсестре эффективно спланировать время, соблюдать санитарно­гигиенические нормы. Вот, к примеру, один из предложенных нами алгоритмов — ведения флюорокартотеки: 1. До 01.01 ежегодно сверяется перепись населения в ЖЭСе (или у председателя кооператива).

2. Количество флюорокарт во флюорокартотеке должно соответствовать численности населения по переписи. 3. Флюорокарты в общей картотеке располагаются по улицам с обязательными указателями номеров квартир (с 1­й по 10­ю квартиру и т. д.). 4. Флюорокартотека заводится в т.

ч. если человек зарегистрирован, но не проживает по данному адресу, с пометкой «не проживает»; зарегистрирован, но наблюдается в другой поликлинике (УВД и т. д.). 5. Из общей картотеки выделяется отдельно: «угрожаемый»; «обязательный» контингент; не обследованные 2 года и более. 6. Флюорокартотека маркируется, т.

е. указываются номера участков, а также «обязательный», «угрожаемый» контингенты. 7. На каждом участке составляются списки «угрожаемого» и «обязательного» контингентов.

8. Флюорокарты лиц, не обследованных 2 года и более, в картотеке располагаются «в конце номера дома» и по номерам квартир. 9. Флюорокарты лиц, прошедших обследование в текущем году, выделяются в общей картотеке — их ставят «на ребро», согласно нумерации квартир. 10. Вызов лиц для флюорографического обследования вносится в флюорокарту и в амбулаторную карту с указанием даты вызова и подписью медсестры.

11. Контингенты, относящиеся к «обязательному», «угрожаемому» и не обследованным 2 года и более, вызываются ежеквартально с соответствующим оформлением в медицинской документации. Всего в руководстве содержится 16 алгоритмов организации работы, в т. ч. медсестры на терапевтическом участке: до приема, на приеме, после приема; подготовки пациента к хирургическому вмешательству; проведения административного обхода (участие главной медсестры) и др.

Так же подробно расписаны алгоритмы для младшего персонала: проведение текущей уборки в боксах и полубоксах, санитарных комнатах, генеральная уборка в режимных кабинетах, текущая — в палатах, коридорах.

Даже определена последовательность действий сестры­хозяйки (сортировка и доставка грязного белья в прачечную, получение и доставка чистого в отделение).

Такая тщательная детализация помогает четкой скоординированной работе всех звеньев сестринской службы в медучреждении. В руководстве подчеркнуто значение планирования труда медсестер. Описан механизм подготовки и утверждения плана.

Определены требования к планированию работы главных и старших медсестер. Предложены примерные планы учебы с молодыми специалистами, где установлена продолжительность занятий, кратность, их количество и итог.

В программу обучения в «Школе молодого специалиста» рекомендовано включить следующие вопросы:

  1. документация отделения (учетно­отчетная, правила ведения и оформления);
  2. неотложные состояния, первая помощь;
  3. деятельность по иммунопрофилактике (для детских поликлиник или отделений);
  4. принципы ухода за профильными больными (в стационаре или на дому);
  5. этические и деонтологические аспекты в системе здравоохранения;
  6. организация работы с лексредствами, в т. ч. наркотическими и психотропными (правила выписывания требований, постановка на предметно­количественный учет, списание и т. д.).
  7. приказы, регламентирующие санэпидрежим (ВИЧ/СПИД, инфекционная безопасность);
  8. правила внутреннего трудового распорядка учреждения;
  9. асептика, антисептика, стерилизация, дезинфекция;
  10. роль среднего медицинского работника в организации клинического процесса;

Руководителем школы назначается главная медсестра учреждения.

Она и старшие медсестры структурных подразделений проводят занятия. Зачет у молодого специалиста принимается с оформлением протокола (обязательны подписи главной медсестры учреждения, заведующего структурным подразделением и старшей медсестры). Самостоятельный раздел в руководстве посвящен стандартам деятельности средних медработников.

Стандарт — это эталон, с которым сверяется практическая работа, уровень качества либо компетентность, ожидаемые в определенных условиях. Мы определили критерии в сестринской деятельности, влияющие на указанные параметры работы профильной службы.

Рекомендуем прочесть:  Уголовное право презентация

Предложили следующие виды стандартов.

Стандарты структуры. Это вопросы регулирования сестринской практики, организация служб сестринской помощи, набор персонала, отбор, подготовка кадров, обеспечение необходимым оборудованием и помещением, нормативы и юридические требования.

Стандарты процесса — действия, выполняемые медсестрой, которые определяют качество оказываемой медпомощи.

Должны быть алгоритмы на каждую процедуру согласно профилю кабинета.

Стандарты содержания. Отражают характер сестринского дела, перечень документации, регистрируемой медсестрами, информированность других членов многопрофильной медицинской бригады, коммуникацию и санитарно­просветительскую работу с пациентами и их семьями. Общие рекомендации:

  1. для оценки качества медпомощи стандарты должны быть в каждом рабочем кабинете медсестры.
  2. стандарты разрабатываются практикующими медсестрами совместно со старшими медсестрами;
  3. излагаются в письменной форме со ссылкой на используемую литературу;
  4. местные стандарты (учреждения здравоохранения) утверждает главврач;
  1. предоставление администрации данных по производительности, эффективности труда;
  2. помощь тому или иному лицу в планировании личных либо связанных с выполнением соответствующей работы целей и задач, а также путей и способов их достижения (тематическая учеба, курсы повышения квалификации, назначение наставника и т.

    д.);

  3. привлечь экспертов по оценке стандартов (консультанты, преподаватели, научные работники).
  4. разъяснять персоналу, для чего нужны стандарты, важность процесса, значимость работы;
  5. заказать в библиотеке специальную литературу;
  6. просчитать финансовые затраты (печать материалов, ксерокопирование; материальное стимулирование лиц, участвующих в процессе);
  7. своевременно информировать руководителя организации здравоохранения об идущем процессе в учреждении;
  8. обеспечение надлежащего вознаграждения за проделанную работу.

    При разработке стандартов в учреждениях здравоохранения необходимо:

  9. официально (распоряжением по учреждению) выделить 10–15% рабочего времени для работы над стандартами;
  10. определение сильных и слабых сторон учреждения или персонала для возможностей их использования;
  11. привлекать врачебный персонал для оказания теоретической, а если надо — и практической помощи медсестрам;

Конечно, в руководство включены вопросы этики и деонтологии. Например:

«Этические и деонтологические аспекты в работе врача (фельдшера) скорой помощи»

, «Непосредственное общение медсестры детского отделения с ребенком и его близкими», «Правила общения медсестры терапевтического профиля с пациентами» и др. Изложены и принципы ухода за профильными больными, нормативные правовые документы по санитарно­противоэпидемическому режиму, примерные положения о главной медсестре и Совете сестер.

Разработали образцы анкет для опроса населения: устраивает ли людей медобслуживание в учреждении здравоохранения, для оценки морально­психологического климата в коллективе, работы детской поликлиники. Преимущества такой формы — высокая оперативность получения информации, анонимность респондентов, повышающая объективность ответов, возможность сбора большого объема данных.