Учет ТМЦ на 10 счете в бухгалтерии — проводки и документы

Планом счетов материалы классифицируются по номенклатурным группам и способу включения в определенную группу затрат (строительство, производство собственной продукции, обслуживание вспомогательных производств и прочих, в таблице приведены наиболее используемые).

  1. 99 (прибыли и убытки)
  2. 94 (недостачи и потери)
  3. И другими – согласно плану счетов и учетной политики.
  4. 76 (расчеты с дебиторами и кредиторами)
  5. 44 (расходы по продажам)
  6. 45 (отгруженные товары)
  1. Продажа материалов — передача сырья третьим лицам.
  2. Списание материалов — отражает расходование ТМЦ в производство. Может подразумевать как списание материалов в реальное производство, так и списание на общехозяйственные нужды. Зависит от корр. счета (20, 23.

    25. 26 ). Выбытие может быть отражено по причине порчи или утери ТМЦ.

  3. Приобретение материалов – совершается за наличный или безналичный расчет, подтверждается договором покупки, платежно-расчетными документами или передачей доверенности на получение ТМЦ с последующим расчетом с поставщиком.

    На склад приходуется на основании товарно-транспортной накладной или приходного ордера. При покупке материалов могут отражены дополнительные транспортно-заготовительные затраты (например, доставка).

  4. Операции с давальческим сырьем — особенности бухгалтерского учета материалов полученных от другой организации.
  5. Недостача материалов или излишки материалов — фиксируются в результате инвентаризации.

    Могут быть отражены в рамках нормы или же в результате утери/порчи.

  6. Передача – от учредителей, контрагентов или спонсоров, приходуется по оценочной стоимости или на основании имеющихся документов: договоров, платежных документов, оценочных актов и др.

В производство и на собственные нужды материалы отпускаются со склада по требованию-накладной или другим документам (на основании учетной политики); списываются на участок по производству, который включает их затем в себестоимость продукции или услуг. Ежегодно, согласно ПБУ, собственники обязаны проводить плановые инвентаризации на основании изданного приказа с назначенными ответственными лицами. Помимо них могут быть неплановые (внезапные) ревизии и инвентаризации.

Их цель: контроль за сохранностью и правильным использованием и списанием ТМЦ . Материалы учитывают на счете 10, который имеет субсчета в зависимости от их вида (материалы, полуфабрикаты, ГСМ, инвентарь, прочие и т.д.). В учетной политике организация должна закрепить, каким способом она будет отражать учет: просто по фактической себестоимости или по учетным ценам (в этом случае необходимо использовать счета 15 и 16 ).

Материалы отпускают в производство либо на общехозяйственные нужды.

Также возможны ситуации, когда излишки реализовываются. а брак, убыль или недостачу списывают. Организация «Альфа» купила у «Омеги» 270 листов железа.

Стоимость материалов составила 255 690 руб.

(НДС 18% — 39004 руб.). Впоследствии, в производство было отпущено 125 листов по средней себестоимости, еще 3 были испорчены и списаны в брак (списание по фактической себестоимости в пределах норм естественной убыли). Средняя себестоимость = ( (Стоимость остатка материалов на начало месяца + Стоимость материалов, поступивших за месяц) / (Кол-во материалов на начало месяца + Кол-во поступивших материалов)) х кол-во отпущенных единиц в производство Отчет оборотно-сальдовая ведомость по 10 счету позволяет увидеть движения МПЗ у предприятия. Пример ОСВ в 1С с детализацией до номенклатурных позиций: Поступление товаров и услуг — для формирования проводок по оприходованию материалов на склад.

Обратите внимание на настройки счетов учета — для номенклатуры должен быть установлен 10 счет.

Возможно поступление давальческого сырья (вид операции документа тогда будет «Материалы в переработку»).

Списание товаров — делает возможным формирование проводок по списанию материалов по причине порчи или утери. Документ можно ввести на основании инвентаризации, так и без неё.