Порядок формирования фонда обязательных резервов

В соответствии с установленными нормативами часть привлеченных коммерческими банками средств направляется на специальный счет в Банке России. С помощью этих средств ЦБ РФ образует резервный фонд кредитнобанковской системы государства.

Он может использоваться для оказания помощи коммерческим банкам в различных ситуациях, для расчетов с вкладчиками и кредиторами в случае банкротства кредитной организации.

Уменьшая или увеличивая нормы обязательных резервов, Центральный банк оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и размер денежной массы в обращении. Уменьшение норм обязательного резервирования привлеченных средств позволяет банкам в большем объеме использовать в своем обороте сформированные ресурсы, т.

е. увеличивать вложения в народное хозяйство, и наоборот.

Обязательные резервы (резервные требования) являются инструментом регулирования общей ликвидности банковской системы. Обязанность выполнения резервных требований возникает у коммерческих банков с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций.

Нормы обязательных резервов устанавливаются Банком России на определенный период времени и могут периодически пересматриваться, но они не могут превышать 20% обязательств кредитной организации.

Следует отметить, что нормы обязательных резервов могут дифференцироваться в зависимости от срока привлечения средств, их вида (денежные средства юридических или физических лиц), валюты вложений. Обычно самый высокий норматив резервирования устанавливается по счетам до востребования, т.к.

клиент может в любое время изъять с них свои денежные средства.

Перечень счетов, остатки средств которых участвуют в расчете обязательных резервов, приведен в Положении Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций», от 29 марта 2004 г. № 255- П. При этом сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, рассчитывается за отчетный период по средней хронологической. При расчете обязательных резервов количество дней в месяце принимается за 30.

Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитной организацией, производится ежемесячно территориальным учреждением ЦБ РФ по месту нахождения головной конторы банка, включая филиалы, находящиеся на территории Российской Федерации, на основании специального расчета, составляемого кредитной организацией по установленной форме. Регулирование размера средств, подлежащих резервированию, заключается в том, что коммерческие банки на основании данных соответствующих статей бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и нормативов обязательных резервов, установленных ЦБ РФ, рассчитывают величину средств, подлежащих резервированию, путем перемножения указанных показателей отдельно по обязательствам в рублях и иностранной валюте.

Полученный результат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств, которая учитывается соответственно на отдельных счетах, открытых каждому комбанку в региональном учреждении Банка России.

В современных условиях состав резервируемых обязательств достаточно широк.

Он охватывает следующие виды привлеченных ресурсов:

  1. средства кредитных организаций на корсчетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;
  2. срочные депозиты предприятий и организаций всех типов (в том числе нерезидентов);
  3. кредиты, полученные от банков-нерезидентов;
  4. выпущенные банками ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.) и т.д.
  5. средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
  6. остатки средств, отражающие расчеты по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Минфином и т.д.;
  7. депозиты (до востребования и срочные) Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов всех уровней;
  8. депозиты и иные привлеченные средства банков- нерезидентов;
  9. депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
  10. депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;
Рекомендуем прочесть:  Нотариус в питере без выходных

Современная политика Банка России по резервированию средств направлена на стимулирование долгосрочной ликвидности банковской системы. Другим элементом механизма обязательного резервирования являются нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Они устанавливаются Советом директоров ЦБ РФ на основе действующего законодательства.

Назначение данного элемента состоит в регулировании:

  1. фактического объема и структуры обязательных резервов кредитных организаций;
  2. общей банковской ликвидности;
  3. объема и структуры денежного агрегата М2.

Статистические данные свидетельствуют, что нормативы обязательных резервов в России имеют тенденцию к снижению. Однако их уровень остается достаточно высоким, что является предметом серьезных дискуссий в банковском сообществе.

Интересно сравнить рассматриваемые нормативы с зарубежными странами. В последние годы за рубежом используются следующие нормы резервирования (в %): Великобритания — 0,45; Япония — от 0,125 до 2,5; Швейцария — 2,5; Европейское сообщество — 2.

Кроме того, в странах ЕС особо выделена группа обязательств (депозиты от 2-х лет), которая входит в базу резервирования, но имеет нулевой норматив. Также в странах ЕС используется так называемая свободная сумма, которая определена для каждого кредитного института в размере 100 тыс. евро: на указанную сумму может уменьшаться величина минимальных резервов.

В США, Великобритании, Швейцарии и Японии кредитным организациям разрешено засчитывать в счет установленных резервов кассовую наличность. Данная льгота используется и в российской практике.

Средняя величина резервируемых обязательств в рублях сокращается на среднехронологический остаток средств в кассе банка (в пределах установленного минимально допустимого остатка).

Если размер средств, подлежащих резервированию, больше ранее внесенных, то недовзнос средств, образовавшийся по результатам расчетов, перечисляется платежным поручением в течение двух рабочих дней после даты, на которую производится регулирование, в региональном учреждении ЦБ РФ.

В случае, когда сумма ранее зарезервированных средств больше требуемой величины, территориальное учреждение на основании представленных ему сведений также в течение двух рабочих дней осуществляет перерасчет и возвращает соответствующему банку излишне внесенные ресурсы. В целях регулирования ликвидности коммерческие банки могут обратиться в территориальное учреждение ЦБ РФ с заявлением о предоставлении им в течение отчетного года права на внутримесячное (на один и более дней в период с 5-го по 25-е число каждого месяца) снижение нормативов ФОР в размере не более 5% величины обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке. Указанное право предоставляется только той кредитной организации, которая имеет ежедневный сводный баланс в целом по банку и в течение не менее 6 месяцев до обращения в ЦБ РФ с указанной просьбой выполняет следующие требования:

  1. не имеет просроченной задолженности по кредитам Центрального банка и обязательным платежам, установленным законодательством РФ;
  2. имеет аудиторское заключение по публикуемой годовой отчетности;
  3. своевременно и в полном объеме депонирует резервы в Банке России;
  4. соблюдает обязательные экономические нормативы;
  5. не задерживает представление бухгалтерской и статистической отчетности ЦБ РФ;
  6. не допускает других нарушений банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России.

Если коммерческий банк выполняет все перечисленные требования, то на основании его заявления территориальное учреждение ЦБ РФ переводит средства в размере не более 5% суммы обязательных резервов, депонируемых за отчетный период, на корсчет кредитной организации.

В последний день периода, в течение которого банку по его заявке были снижены нормативы обязательных резервов, кредитная организация производит возврат разрешенной суммы снижения платежей в ФОР на счет обязательных резервов. В последние годы в соответствии с Положением № 255-П наряду с расчетом нормативной величины обязательных резервов определяется их расчетная величина как составная часть нормативной величины. Расчетная величина обязательных резервов есть нормативная сумма обязательных резервов за вычетом усредненной их величины.

Усреднение обязательных резервов стало использоваться Банком России в качестве нового способа регулирования текущей ликвидности кредитных организаций.

Данный способ состоит в том, что определенной группе кредитных организаций ЦБ РФ предоставляет право оставлять на своих корсчетах часть нормативной суммы обязательных резервов с целью использования их для текущих платежей.

В результате такие кредитные организации могут депонировать на специальном счете в Банке России не нормативную, а расчетную величину обязательных резервов (разницу между нормативной и усредненной суммой). Указанное право кредитных организаций сопровождается их обязанностью обеспечить в течение периода усреднения среднехронологический остаток средств на корсчете в размере не ниже усредненной величины обязательных резервов.

Эта величина рассчитывается исходя из применения коэффициента усреднения (в настоящее время он установлен в размере 0,2 нормативной величины обязательных резервов). Право на усреднение в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ предоставляется стабильным кредитным организациям (за исключением многофилиальных). В случае если кредитная организация не имеет права на усреднение, расчетная величина равняется нормативной.

В целях укрепления дисциплины внесения резервируемых средств территориальные учреждения ЦБ РФ могут применять к коммерческим банкам экономические меры воздействия.

Кроме того, в случае невыполнения комбанками требований о своевременном и полном перечислении обязательных резервов, нарушения сроков представления расчетов по формированию ФОР, недостоверности сведений, содержащихся в представляемых материалах, Банк России имеет право:

  1. не предоставлять таким банкам ломбардные и другие кредиты;
  2. не принимать от них депозиты;
  3. применять к ним иные меры воздействия, предусмотренные в законе о

Центральном банке РФ вплоть до отзыва лицензий. Таким образом, система обязательного резервирования, действующая в России, развивается в соответствии с международными тенденциями, отражая ее сближение с зарубежной практикой.