Министерство социальной защиты населения Ставропольского края
Государственная услуга по принятию решений о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также их предоставление Любая семья или одиноко проживающий гражданин, оказавшись в трудном материальном положении, могут рассчитывать на государственную поддержку при оплате коммунальных услуг в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидия – это адресная социальная помощь семье в оплате за жилищно-коммунальные услуги независимо от того, проживает семья в государственном, ведомственном жилье, в приватизированной квартире или является нанимателем частного жилого помещения; членом жилищного или жилищно-строительного кооператива.
Субсидию предоставляет государство безвозмездно, в денежной форме путем перечисления средств на открытый заявителем банковский счет либо путем выплаты (доставки) через отделение почтовой связи.
На размер субсидии влияет ряд факторов, а именно: состав семьи заявителя, ее совокупный доход, размеры краевых стандартов в жилищной сфере, а также предоставление получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций. Краевые стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг утверждаются ежегодно Правительством Ставропольского края в разрезе муниципальных образований края отдельно для многоквартирных домов и жилых домов индивидуального жилищного фонда, а их размер зависит от действующих в муниципальном образовании нормативов и тарифов на оплату ЖКУ. 3. Отнимаем от суммы подлежащих к уплате платежей за ЖКУ 22 % совокупного дохода (п.2).
Если после проведения этих расчетов, сумма получается отрицательной, субсидия не назначается. Если же сумма положительная, то рекомендуем обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства по вопросу предоставления субсидии.
Например, семья из четырех человек (двое трудоспособных и два ребенка) проживает в частном доме в станице Темнолесской Шпаковского района. Ежемесячный совокупный доход всей семьи составляет 16200 руб. расходы на оплату ЖКУ за последний месяц – 2400 руб.
(9041 руб. х 2 чел.+ 8794 руб. х 2 чел.):4= 8917 руб. 50 коп.
(с 31 июля 2015 года прожиточный минимум для трудоспособного населения – 9041 руб.; для детей – 8794 руб.).
Процент максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг для данной семьи с учетом поправочного коэффициента составит 9,99% (22% х 0,4542). На каждого члена такой семьи для станицы Темнолесской на 2012 год определен региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг 1399,43 рублей. Таким образом, данная семья могла бы получать субсидию в размере 3979,34 рублей.
Но, учитывая, что размер субсидии не должен превышать фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, субсидия в рассмотренном случае будет назначена в размере 2400 рублей в месяц. Оформление субсидии гражданам производится по заявлению, при предъявлении необходимых документов.
При обращении граждан с 1 по 15-е число месяца субсидия назначается с 1-го числа текущего месяца, при обращении с 16-го по последнее число месяца – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения. Субсидии назначаются на 6 месяцев.
По истечении 6-месячного периода получатель субсидии обязан документально подтвердить фактические расходы семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг за весь период получения им субсидии. В случае превышения суммы полученной субсидии над фактическими расходами семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг производится перерасчет субсидии. Излишне выплаченные суммы субсидии засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на субсидию добровольно погашаются ее получателем.
При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
Субсидия назначается только с учетом регистрации по месту жительства, по месту пребывания субсидия не предоставляется. В качестве подтверждения постоянного места проживания является отметка в паспорте о регистрации по месту постоянного жительства, если иное не доказано в судебном порядке. В этом случае в качестве документа, подтверждающего место постоянного жительства, уполномоченный орган руководствуется решением суда.
Наличие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не является препятствием для получения субсидии. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате ЖКУ или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Условия рассрочки и отсрочки оплаты жилья и коммунальных услуг (в том числе погашение задолженности) согласовываются с управляющей ресурсоснабжающей организацией.
Субсидии по своей сути являются безвозмездной помощью государства гражданам с низкими доходами. Их не нужно возвращать, и они не несут других обязательств, кроме регулярной оплаты семьей за жилищно-коммунальные услуги.
Получение субсидий также никак не влияет на право собственности граждан на жилье.
Субсидия предоставляется гражданам с учетом общих доходов постоянно проживающих и зарегистрированных по месту постоянного жительства с ними членов их семей. В случае если многоквартирный дом меняет способ управления, и вместо управляющей компании образовывается товарищество собственников жилья (ТСЖ), то при вступлении в ТСЖ будет утрачено право на субсидию. Право на субсидию не утратите.
Участие в ТСЖ не относится к основаниям, по которым можно отказать в предоставлении субсидии. Ведь помещения находятся в собственности члена ТСЖ, а субсидии предоставляются именно по наличию жилого помещения, занимаемого на праве собственности. Если заявителю и (или) членам его семьи предоставлена компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то при расчете размера субсидии соответствующая компенсация увеличит заявителю и (или) членам семьи доходы на размер ее выплаты.
Кроме этого в связи с изменениями, внесенными в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 734, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки. Отопительный сезон закончен и уменьшились платежи граждан за ЖКУ.
Но размеры субсидий, начисляемых гражданам, не уменьшаются, так как услуга «отопление» входит в используемый для расчета субсидий размер краевых стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг равными долями в течение всего года. Несмотря на уменьшенные платежи за ЖКУ, в летний период рекомендуем гражданам не пропускать сроки переоформления субсидий и обращаться в районные отделы субсидий.
Да, материальное положение учитывается. Субсидия не назначается в следующих случаях: если среди зарегистрированных на жилплощади граждан есть трудоспособные лица, которые не работали, не учились, не состояли на учете в центре занятости. Законодательно установлено, что граждане, обратившиеся за субсидией, несут ответственность за достоверность и полноту предоставляемых ими сведений.
Если гражданами поданы недостоверные данные о доходах, вследствие чего субсидия была начислена в завышенных размерах, то в этом случае предоставление субсидии приостанавливается, ее размер пересчитывается с учетом скрытых доходов, разница взыскивается с гражданина. Семья не лишается права получать субсидию на следующий срок. На сегодняшний день для упрощения процедуры оформления субсидии орган соцзащиты часть справок с согласия заявителя собирает без участия граждан – путем запроса необходимой информации у соответствующих государственных органов.
Строго определен перечень документов, которые действительно необходимы, и не допускается истребование «лишних». Кроме этого при повторном обращении за субсидией по истечении срока ее предоставления заявителя не будут заставлять делать новые копии документов, имеющихся в распоряжении уполномоченного органа, если в них не произошло изменения. Специалист органа соцзащиты просто сверит подлинники с уже имеющимися в деле документами и сделает соответствующую отметку.
В настоящее время предоставление мер социальной поддержки в крае осуществляется с использованием единой программы, в которую вносится общая информация: правовые основания проживания, данные паспорта, свидетельства о рождении, наличие инвалидности и другие основания для предоставления различных мер социальной поддержки. Это сокращает документооборот и, как следствие, снижает временные и материальные затраты граждан при оформлении предоставления субсидии.
За назначением субсидии необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Заявление и пакет необходимых документов могут представляться в письменном виде лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа (пакета документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с использованием государственной информационной системы Ставропольского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края» по адресу: www.26gosusiugi.ru. или федеральной государственной информационной системы
«Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»
по адресу: www.gosusiugi.ru.
либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом.
Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе. Во избежание очередей и в целях экономии Вашего времени предусмотрены выезды специалистов указанных органов в населенные пункты сельских районов, согласно утвержденным графикам.
В Ставропольском крае гражданам, имеющим низкие доходы, предоставляется безвозмездная адресная помощь в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В каждом конкретном случае размер субсидии рассчитывается индивидуально для каждого заявителя, так как расчет включает в себя ряд факторов, зависящих от территории проживания, категории и состояния жилья, сопоставления среднедушевых расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с величиной прожиточного минимума.
Субсидии предоставляются на заявительной основе.
Заявления и пакет необходимых документов подается в управление труда и социальной защиты по месту жительства. При этом, как поясняют специалисты краевого министерства труда и социальной защиты населения, чтобы избежать возможных трудностей при оформлении субсидии, документы должны быть представлены заявителем, в полном объеме и соответствовать следующим требованиям: — тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц – без сокращения, с указанием их места нахождения, юридического адреса, контактных телефонов; Также специалисты советуют собирать все платежные документы за оплату ЖКУ, подтверждающие фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидии.
Платежные документы необходимо представить в орган социальной защиты населения по месту жительства. Напомним, что заявителю может быть отказано в предоставлении субсидии, если есть задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, так как субсидия предоставляется гражданам только при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении ими соглашений по ее погашению.
Обращение, направленное на официальный сайт Министерства по электронной почте, должно содержать фамилию, имя, отчество заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, контактный телефон, суть обращения (далее — Интернет-обращение). Интернет-обращение, поступившее на официальный сайт по электронной почте, распечатывается, и в дальнейшем работа с ним ведется в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г.
N 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
, административным регламентом предоставления министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» (далее — Административный регламент). По электронному адресу, указанному в обращении направляется уведомление о приеме обращения. Для приема Интернет-обращения заявителя в форме электронного сообщения применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем, реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа.
Адрес электронной почты заявителя (законного представителя) и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.
- отсутствие адреса (почтового или электронного) для ответа;
- поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;
- некорректность содержания электронного сообщения.
Заявителю гарантируется не разглашение без его согласия сведений, содержащихся в Интернет-обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
Интернет-обращения представляются руководству Министерства для рассмотрения. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы руководителей Министерства. Ваш вопрос, заданный в Интернет-обращении может быть опубликован на сайте в обезличенной форме.